Союз-Неон ПК-11/Статья Downgrade 17: различия между версиями

Материал из Emuverse
(Новая страница: «{{ДИ|Источник=Статья в журнале Downgrade №17'2016, стр.7}} == ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СОФТА: ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСАНДРОМ ГРЕЧИШКИНЫМ == ''Вашему вниманию предлагается интервью с Александром Гречишкиным, одним из участников ASP Corp. – группы, занимавшейся в своё время р...»)
 
Нет описания правки
 
Строка 1: Строка 1:
{{ДИ|Источник=Статья в журнале Downgrade №17'2016, стр.7}}
{{ДИ|Источник=Статья в журнале Downgrade №17'2016, стр.7}}


== ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СОФТА: ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСАНДРОМ ГРЕЧИШКИНЫМ ==
== Из истории отечественного софта: интервью с Александром Гречишкиным ==


''Вашему вниманию предлагается интервью с Александром Гречишкиным, одним из участников ASP Corp. – группы, занимавшейся в своё время разработкой программного обеспечения для компьютеров «Союз-Неон», ДВК, БК и других.''
''Вашему вниманию предлагается интервью с Александром Гречишкиным, одним из участников ASP Corp. – группы, занимавшейся в своё время разработкой программного обеспечения для компьютеров «Союз-Неон», ДВК, БК и других.''

Текущая версия от 19:49, 1 января 2025

Данный материал защищён авторскими правами!

Использование материала заявлено как добросовестное, исключительно для образовательных некоммерческих целей.

Источник: Статья в журнале Downgrade №17'2016, стр.7

Из истории отечественного софта: интервью с Александром Гречишкиным

Вашему вниманию предлагается интервью с Александром Гречишкиным, одним из участников ASP Corp. – группы, занимавшейся в своё время разработкой программного обеспечения для компьютеров «Союз-Неон», ДВК, БК и других.

uav1606: Расскажите про историю создания группы ASP Corp. Как всё начиналось, что за люди основали фирму? Как туда попали Вы?

Александр Гречишкин: Все началось в 1985 году, когда мой друг, одноклассник и сосед по квартире – Павел Успенский – и я увидели впервые компьютер. Нам посчастливилось родиться в хорошем и развивающемся городе электроники – Зеленограде. В городе было много «электронных» заводов и, как и полагается, большинство, кто там жил – работал на этих заводах. Не исключением были и наши родители. Однажды Пашка пришел ко мне домой и спросил, не хочу ли я пойти посмотреть на компьютер, его папа может нам показать. В то время я увлекался совсем другими вещами. Мне были интересны мопеды и мотоциклы. Но от предложения я не отказался, и мы пошли смотреть, что это такое. Мы учились тогда в 9 классе. Вообще, я не собирался идти в 9 класс и поступал в Автодорожный техникум, но провалил сочинение, написав его на два, и поэтому вернулся в школу. О чём я потом ни разу не пожалел.

Компьютер, который мы увидели, был ДВК‐1. Построен он был на базе PDP‐11, имел 16‐разрядную архитектуру, черно‐зелёный монитор и загружался по сети. Уже не помню, что мы там увидели, но это произвело на нас такое впечатление, что мы сразу побежали в местную библиотеку искать информацию о компьютерах. Оказалось, что компьютеры существуют уже давно и есть языки программирования, на которых можно писать программы. После этого мы ездили на все выставки в Москве, чтобы увидеть любые компьютеры. Видели Atari, Commodore, Apple II и IBM. Это всё было настолько захватывающим, что мы решили, что нам тоже нужен компьютер. Где его взять? Надо спросить родителей! И, о чудо! Моя мама в это время проходила практику в местном институте, как раз изучая компьютерную грамотность. Я её уговорил взять нас с Пашкой посмотреть на компьютеры. Оказавшись в классе, к нам подошёл молодой студент‐лаборант и посадил нас за компьютер ДВК, и показал, что есть в нём такой язык Focal, и быстро набросал на нём программу «Привет!». Это было впечатляюще! Мы попытались воспроизвести – но безуспешно. Нам нужна была книга по Focal, и единственный вариант её добыть была биб‐ лиотека. В библиотеке книги по Focal не оказалось, но была по BASIC. Забрав книгу домой, я переписал её всю в тетрадь. И уже через пару дней мы с Павлом написали свою первую программу. Близился новый год…

На котором случилось другое чудо – папа Пашки подарил ему БК‐0010. Это был королевский подарок, так как цена его была 800 рублей! Это 8 тогдашних зарплат! С этого момента и началась наша с Пашкой история программирования. Но в ASP было 3 программиста. Кто же третий? Это – Сергей Фоменко. Мы познакомились с ним в одном из компьютерных клубов Зеленограда. Оказалось, что, кроме нас с Пашкой, программированием и компьютерами занималось достаточно много людей. Даже уже и не помню, но мы оказались на одной волне все втроём. Нам нравилось всё новое, и мы были очень дружны.

Но ASP Corp. тогда ещё не было. Она появилась немного позже. Мы закончили школу, Пашка поступил в институт, я (опять) провалил экзамены и пошёл работать в свою школу – лаборантом класса компьютерной техники. Это был класс с 12 машинами ДВК‐1 под управлением двух ДВК‐2М. Однажды приехал ко мне Серега Фоменко и привёз самописную игру. Это был Pif‐Paf. Серега оставил мне исходники и я перерисовал всю графику, добавил анимации и… вписал имя ASP Corp. на заставку игры. ASP – Александр, Сергей, Павел. Так появилась группа (это был 1987 год).

(Более подробно про эту игру можете узнать здесь: http://r-games.net/305-pifpaf.html – прим. ред.)

В этом компьютерном классе мы создали Sheriff, Land и другие игры. Написали текстовый редактор EDasp и многое другое. Всё это портировали на ДВК, БК и УКНЦ.

Разговор у нас, наверное, пойдёт в основном про «Союз‐Неон» ПК‐11/16, поэтому расскажите немного про этот компьютер – как Вы с ним познакомились, про архитектуру, возможно, знаете что‐то из истории его создания? Кто и как разрабатывал «Союз‐Неон»?

С «Союз‐Неоном» я познакомился в году 1990. Это было непростое время, и всё держалось на связях. Так как я обзавёлся достаточно многими связями в компьютерном мире Зеленограда, то все новые разработки не могли пройти мимо меня. Вышел я на «Союз‐Неон» через своего знакомого, который, в то время, занимался его продвижением. Я не помню всех имен, но «Союз‐Неон» был настолько революционным, что им занималось немало людей. Я писал для него софт. Вообще, про архитектуру больше, чем Википедия, я не скажу:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Союз‐Неон_ПК‐11/16

Я лично встречался с разработчиками пару раз. Я помню, когда я к ним приехал с вопросами, как сделать мышиный курсор в их многооконной системе. Если вы знаете, то в «Союз‐Неон» главная фишка была – аппаратные окна с разным разрешением и количеством цветов. Дело в том, что размер пикселя в этих окнах отличался, и курсор надо было рисовать в 4‐х разных окнах одновременно, если он проходил по их пересечению. Помню, что разработчики мне сказали, что у меня ничего не получится. Тогда мы писали систему «Аспект». Как видите, я написал. Вообще, система «Аспект» была сделана по образу системы в Мак ОС. Если вы знаете, то в Mac'ах почти всё было в ROM. Вся графическая система, многозадачность и пр. Мы создали «Аспект», смотря на Мак. Как сейчас помню 8 томов Macintosh Inside по 650 страниц каждый.

Какие были модификации этого ПК? Например, в Википедии написано, что могли использоваться как процессоры К1801ВМ2, так и Н1806ВМ2.

Возможно, Вы знаете происхождение названия «Союз‐Неон» и обозначения «ПК‐11/16»? В некоторых источниках упоминается просто ПК‐11 – это первоначальный вариант этого компьютера? Возможно, были ещё какие‐то предшественники?

Модификаций, по сути, не было. Про процессоры хорошо говорит Википедия:
https://ru.wikipedia.org/wiki/1801BMx

Но на 1806 компьютеры почти не выпускались. Эти процессора были дороже, и как говорилось тогда – имели «военную» приёмку.

Был прототип. Потом 2 раза переделывали разводку печатной платы, чтобы уместить всё это в корпус УКНЦ. Даже был сделан отдельный корпус. Но «Союз‐Неон» убили «контакты». Память была на штыревых разъёмах типа SIP. Это было настолько ненадёжно, что компьютер просто умирал ни с того ни с сего. Это было ужасно. Ещё прибавить сюда память РУ5 с высоким процентом брака. Ох, кошмар.

Помню, как написав огромный кусок кода, ночью я забывал сохранить изменения, вставал из‐за стола и облокачивался на край корпуса компьютера – «Союз‐Неон» перегружался или зависал. Однажды я разбил сгоряча один такой компьютер об стену. После этого я написал программу, которая показывала брак с точностью до микросхемы.

Название действительно было сначала ПК‐11/16. Я связывался недавно с одним из тех людей, кто продвигал «Союз‐Неон». Это – Фёдоров Виктор Фёдорович. Вот что он мне написал: «Проект раскручивался нашим кооперативом "Медион" (аббревиатура от МЕДико‐Информационное Обслуживание Населения), откуда и первое название ПК‐11/16 – «ИОН». Основные разработчики, конечно, ведущие специалисты по железу и софту PDP‐совместимых компьютеров – Климкович В.П. и Вигдорчик Г.В. В то время лучшая книга по PDP была написана (или переведена, точно не помню) именно Вигдорчиком. Я редактировал ТЗ, в соответствии с нашими потребностями, по «рыбе», написанной Климковичем. Поскольку своих денег на проект не хватало, Бердник с Талалаевым охмурили руководство ведущей на‐ ладочной фирмы энергетики СССР "Союзтехэнерго" (на базе которой был создан наш Межотраслевой медико‐инженерный центр "Медэнерго") на совместное финансирования проекта. Средства были получены, проект получил новое название "Союз" (чтобы обозначить ведущую финансовую роль "Союзтехэнерго"), а потом, при незавершённой разработке, "Медэнерго" выделилось в самостоятельное малое предприятие, "утащив" проект с собой (не вполне легитимно). Чтобы "откреститься" от "фирмы‐мамы", проект переименовали в "НЕОН". (Чей‐то юмор, типа: "Ну что Вы, где тут Ваш компьютер? Это совсем НЕ ОН!") Выход на "Квант" для производства плат обеспечивали Марат и Александр Иванович».

(Имеются в виду Марат Хаджиахметов и Александр Таран – люди, которые занимались продвижением и производством «СоюзНеона» на заводе «Квант» – прим. Александра Гречишкина.)
Какие особенности программирования были у «Союз‐Неон»? Сложности, хитрости? Возможно, вспомните, какой Вы тогда использовали инструментарий, какие компиляторы, среды программирования и т.п.?

Так как «Союз‐Неон» использовал системы, совместимые с ДВК, то мы использовали всё, что было на ДВК. Весь свой софт мы писали на Ассемблере. Так как нам была важна скорость исполнения и размер кода, то это было оправдано. 5 МГц это вам не… ☺ Вообще, для «Аспекта» была создана специальная библиотека. Она включала в себя некие примитивы с логикой. Эти примитивы содержали в себе функции ввода‐вывода, графического интерфейса, логики и связей. Такими блоками был написан «Аспект» и программы на нём.

Может быть, у Вас остались какие‐то программы или документация для этого компьютера? Поделитесь с нашими читателями?

Оххх... Всё, что было, и всё что было у моих друзей – бережно передано людям с ZX‐PK. ☺

Расскажите про ASPekt – что это была за система? Как она разрабатывалась, какова была Ваша роль?

Вообще, по жизни или даже всю жизнь я руковожу разными группами людей. Ну и программирую, конечно. Всё началось с АСП, и «Аспект» тоже был написан АСП‐шниками. Правда, нас уже к тому времени стало больше. Я писал драйвера, логику, оконную подсистему. Серёга писал дисковую подсистему, Артём Коломейцев – примитивы «Аспекта», многозадачность. Артём, кстати, портировал все игры АСП с БК на УКНЦ ещё тогда, когда мы его не знали. Максим Сапронов – графическую подсистему и библиотеку. Работала она как Windows 3.11 – это система, основанная на DOS, у нас была система, основанная на БИОС и RT11.

ASPekt распространялась на коммерческой основе? Кто были ваши заказчики, т.е. для кого это всё разрабатывалось? Где применялись такие компьютеры?

Мы её делали по заказу «Медэнерго». По ТЗ, по всем правилам. ☺ Я даже не в курсе, где они применялись. Меня это мало интересовало. Какое‐то время спустя мы написали систему для наномикроскопа с Артёмом Коломейцевым на базе «Союз‐Неон» + «Аспект». Не забывайте, что это были 90‐е. Там людям было не до компьютеров.

Был ли ещё какой‐то софт для ПК‐11/16 от ASP Corp?

Игры. ☺ Были портированы все игры ASP Corp., и был написан совершенно потрясающей графики Pacman! Но был утерян. Специально, чтобы писать игры на «Союз‐Неон», мы создали спрайтовый редактор с поддержкой анимации. И на нём был нарисован Pacman.

Для «Аспекта» также были написаны файловый менеджер, текстовый и графический редакторы.

Были ли другие фирмы, разрабатывающие ПО для «Союз‐Неон»?

Нет. Я о них не слышал. «Союз‐Неон» прекрасно запускал всё от ДВК в текстовом режиме, поэтому всё, что разрабатывалось для ДВК, могло там работать.

Что случилось с ASP Corp. потом? Чем сейчас занимаются её разработчики?
А чем сейчас занимаетесь Вы? Продолжаете программировать?

ASP Corp. никогда не заботился о деньгах. Это было увлечение и хобби. Мы все устроились на разные работы. В 90‐е было сложно зарабатывать программированием, поэтому работали кто где… Я собирал компьютеры на заводе «Квант», потом продавал с Павлом Макинтоши в Москве, но мы постоянно что‐то программировали. Писали игры, просто софт на заказ. Не важно, какие это были компьютеры.

Все разработчики АСП по‐прежнему занимаются разработкой и программированием. Со временем многие стали руководителями. Кто‐то до сих пор программирует. Лично я работаю в компании Parallels и также продолжаю создавать софт. Артём работает вместе со мной.

Как Вы думаете, если бы «Союз‐Неон» не забросили, а продолжали развивать, выпуская новые модели, получилось бы из этого что‐нибудь? Какая‐нибудь современная альтернатива PC и Mac?

В то время уже были компьютеры, которые выпускались массово. ДВК, УКНЦ, но была большая проблема – отсутствие программного обеспечения. Не было ни одной компании, которая могла бы целенаправленно и качественно написать необходимый софт. Если бы такая была, или была бы поддержка государства – думаю, могли бы. Завод «Квант» выпускал компьютеры, но никому в голову не приходило, что этому железу нужен софт. Довольствовались тем, что перепало с PDP‐11. Я работал в отделе маркетинга и сбыта, я знаю, что говорю. ☺

Как Вы вообще относитесь к любителям компьютерной «старины»? На zx‐pk.ru, насколько я знаю, бываете, возможно, ещё на каких‐то подобных ресурсах общаетесь?

Завидую этим людям. Искренне. Есть то, что их интересует, волнует, и они готовы по крупицам собирать информацию. Изучать. Я думаю, что это очень здорово. Я бы хотел работать с такими людьми. Думаю, что такие люди могут сделать всё что угодно.

Может быть, будут какие‐то пожелания нашим читателям?

Be hungry! Be foolish!

Всего доброго и большое спасибо за подробные и интересные ответы!

Прим. ред.: если вы хотите более подробно ознакомится с историей ASP Corp., можете прочитать вот это более раннее интервью от создателей группы:
http://www.old-games.ru/articles/53651.html
Дополнительную информацию по «СоюзНеон» ПК-11/16 вы сможете найти тут:
http://emuverse.ru/wiki/Категория:СоюзНеон_ПК-11/16


Александр Гречишкин (e‐mail: sgrec@mail.ru)
uav1606