Интеллект-02: различия между версиями
Nzeemin (обсуждение | вклад) |
Nzeemin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 31: | Строка 31: | ||
вы проиграли ( ) |___| |___| |___| |___| [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] | вы проиграли ( ) |___| |___| |___| |___| [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] | ||
</pre> | </pre> | ||
Расшифровка названий клавиш: | |||
* СБ — сброс (reset) | |||
* ВВ — ввод (input) | |||
* ВИ — выбор игры (game select) | |||
* СТ — стирание (erase) | |||
* ПП — просмотр позиции (view position) | |||
* УИ — уровень игры (game level) | |||
== Порты == | == Порты == |
Версия от 13:01, 26 октября 2019
Этот документ создан для Emuverse и распространяется на условиях лицензии CC-BY-SA-3.0. |
Интеллект-02 — советский игровой компьютер на основе процессора КР580ВМ80А. Корпус в виде шахматной доски, над которой расположен слот картриджа, внизу индикаторы и клавиатура. Программа работы задавалась ПЗУ в виде картриджа. Разработано, предположительно, в Львовском НИИ БРЭА.
Устройство описано в журнале «Радио» 1983 № 9:
«ИНТЕЛЛЕКТ-02» Универсальное микропроцессорное устройство «Интеллект-02» предназначено для выполнения функций партнера в интеллектуальных играх, а также использования в шахматном спорте для тестирования профессиональных способностей шахматистов. Оно реализует следующие игровые программы: калах, гран, НИМ-1, НИМ-2, СМЭШ, куспак, шахматы и русские шашки (II спортивный разряд), нарды, уголки, крестики-нолики, шашки рэндзю, тест-программы для определения интеллектуальных способностей шахматистов. Нужную программу выбирают установкой соответствующей кассеты. «Интеллект-02» может быть использован также в качестве игрового автомата в клубах, парках, домах отдыха и санаториях. Ориентировочная цена — 300 руб.
Технические характеристики
- Процессор: КР580ВМ80А
- Ввод-вывод: КР580ИК55
- Память: ОЗУ 1 КБ (8 × КР565РУ2) — в адресном пространстве адреса f000h-f400h
- Вывод:
- Четыре 7-сегментных индикатора
- Два светодиода («вы выиграли», «вы проиграли»)
- Динамик
- Ввод:
- Клавиатура: 16 клавиш в два ряда по 8 клавиш
Индикаторы и клавиатура
___ ___ ___ ___ СБ ВИ ПП A1 B2 C3 D4 E5 вы выиграли ( ) | | | | | | | | [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] | | | | | | | | ВВ СТ УИ F6 G7 H8 9 0 вы проиграли ( ) |___| |___| |___| |___| [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ]
Расшифровка названий клавиш:
- СБ — сброс (reset)
- ВВ — ввод (input)
- ВИ — выбор игры (game select)
- СТ — стирание (erase)
- ПП — просмотр позиции (view position)
- УИ — уровень игры (game level)
Порты
- На чтение
- f4h — порт A КР580ИК55, клавиатура, 255 — нет нажатия
Скан-коды клавиатуры:
СБ ВИ ПП A1 B2 C3 D4 E5 [ ] [bf] [ ] [f1] [f2] [f3] [f4] [f5] ВВ СТ УИ F6 G7 H8 9 0 [df] [7f] [fa] [f6] [f7] [f8] [ ] [ ]
Примечание: клавиши ПП, 0, 9 — в программе кассеты «Шахматы» не используются, поэтому их скан-коды не определить экспериментально.
- На запись
- f7h — управляющий порт КР580ИК55, в самом начале задаётся режим 90h — порт А ввод, порты B/C вывод
- f6h — порт КР580ИК55 — управляющий байт
┌──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┐ │ 7 6 5 4│ 3 2 1 0│ └─┬┴─┬┴─┬┴─┬┴─┬┴─┬┴─┬┴─┬┘ │ │ │ └──┴──┴──┴── выбор индикатора звук │ └── вы проиграли └───── вы выиграли
- f5h — порт КР580ИК55 — передаёт байт для 7-сегментного индикатора
Кодирование 7-сегментных индикаторов (1 — сегмент включен, 0 — выключен) — при выводе в порт f5h:
a ═╧══ ┌──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┐ f─╢ ╟─b │ 7 6 5 4│ 3 2 1 0│ ║ g ║ └─┬┴─┬┴─┬┴─┬┴─┬┴─┬┴─┬┴─┬┘ ═╧══ , a b c d e f g e─╢ ╟─c ║ d ║ ═╧══ ╟─,
Изменение значения на 7-сегментных индикаторах выполняется так:
- Запись в порт f5h байта для индикатора
- Запись в порт f6h управляющего байта, с указанием выбранного индикатора в нижних четырёх битах
- Запись нуля в порт f6h
Картридж Шахматы 1
На микросхеме КР568РЕ20003, 8 КБ — размещено с адреса 0000h.
В начале работы задаётся режим портов — в порт f7h пишется 90h, стек устанавливается в f1ffh, очищается ОЗУ f000h-f1ffh.
Адреса ОЗУ:
- f000h-f03fh — 64 байта образа шахматной доски.
- f1c8h-f1cbh — четыре байта готовые к выводу на 7-сегментные индикаторы. В начале работы и после сброса там 3b 67 00 30 — это
У Р 1
. - f188h-f18bh — четыре символа для вывода на 7-сегментные индикаторы.
Довольно странно что картридж использует только 512 байт из доступных 1024 байт ОЗУ. ПЗУ также используется наполовину — только 3554 байт из 8 КБ ПЗУ. Mike Watters обнаружил [1], что Интеллект-02 даёт такие же ответные ходы что и шахматный компьютер Fidelity Chess Challenger 3. Судя по характеристикам, очень похоже. Кроме того, Mike заметил что картридж от экземпляра 1991 года выпуска имеет четыре уровня игры вместо трёх, и даёт другие ответные ходы.
Картридж Шахматы 2
ПЗУ 8КБ по адресам 0000-1fffh.
После запуска на индикаторе У Р 1
. Кнопкой УИ можно выбрать уровень игры 1..4.
Шахматная доска выглядит в памяти так — ситуация после запуска:
F000: 00 00 FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF 00 00 F010: 00 FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF 00 00 F020: 00 00 FF FF 0A 06 08 12 42 08 06 0A FF FF 09 00 F030: 00 00 FF FF 02 02 02 02 02 02 02 02 FF FF 00 00 F040: 00 00 FF FF 00 00 00 00 00 00 00 00 FF FF 00 28 F050: 98 00 FF FF 00 00 00 00 00 00 00 00 FF FF 00 00 F060: 00 00 FF FF 00 00 00 00 00 00 00 00 FF FF 00 00 F070: 00 04 FF FF 00 00 00 00 00 00 00 00 FF FF 00 00 F080: 00 00 FF FF 03 03 03 03 03 03 03 03 FF FF 00 00 F090: 00 00 FF FF 0B 07 09 13 43 09 07 0B FF FF 00 00 F0A0: 00 00 FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF 00 00 F0B0: 00 00 FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF 00 00
Экземпляры устройства
- № 5250, март 1986 [2]
- № 6720 июль 1987 [3]
- № 1649 ноябрь 1987 [4]
- № 8548 ноябрь 1987 [5] — с этого экземпляра снят имеющийся образ ПЗУ «Шахматы»
- № 7984 август 1988 [6]
- № 4288 ноябрь 1988, кассета шахматы № 4315 ноябрь 1988 [7]
- № 7828 декабрь 1991, кассета шахматы № 2052 май 1989, кассета калах/гран № 8508 март 1989 — Интеллект-02 в коллекции Сергея Фролова