Радио-86РК: различия между версиями

Материал из Emuverse
м (links)
 
(не показано 26 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Википедия|Радио 86РК}}
{{Википедия|Радио 86РК}}
'''Радио 86РК''' — самодельный 8-разрядный [[персональный компьютер]], схема которого впервые была опубликована в [[Радио (журнал)|журнале «Радио»]] № 4-6/[[1986]] г. Авторы статьи — Д. Горшков, Г. Зеленко, Ю. Озеров, С. Попов.
'''Радио-86РК''' — самодельный 8-разрядный [[персональный компьютер]], схема которого впервые была опубликована в [[Радио (журнал)|журнале «Радио»]] № 4-6/[[1986]] г. Авторы статьи — Д. Горшков, Г. Зеленко, Ю. Озеров, С. Попов.


В начале 80-х журнал «Радио» уже публиковал описание любительского компьютера на процессоре КР580. Это был [[Микро-80]], построенный на 200 микросхемах, сложный как в сборке так и в наладке. Из-за своей сложности, а также из-за практически полного отсутствия микросхем в свободной продаже, эта модель так и не получила широкого распространения.
В начале 80-х журнал «Радио» уже публиковал описание любительского компьютера на процессоре КР580. Это был [[Микро-80]], построенный на ~120 микросхемах, сложный для повторения. Из-за сложности, отсутствия печ.плат и цифровых микросхем в свободной продаже в начале 80-тых, этот компьютер не получил распространения, но сама серия статей была полезной познакомив любителей с МП техникой.


Схема Радио 86РК включала всего 29 микросхем, доступных в [[СССР]], таким образом, его мог изготовить практически любой желающий. Кроме того, Радио 86РК был программно совместим с [[Микро-80]].
Схема Радио-86РК в минимальном варианте включала всего 29 микросхем, доступных в [[СССР]], благодаря чему его мог изготовить даже малоопытный радиолюбитель. Успеху РК86 способствовало то, что с середины 1980-тых цифровые микросхемы 155-той серии стали доступны в магазинах "Электроника" (хотя стоили довольно дорого 2-3 рубля) и в магазинах "Юный Техник" (там они как некондиция стоили всего 30-40 копеек, но были лишь нескольких типов). Радио-86РК позволял использовать почти все немногие программы от Микро-80. Хотя он был лишь частично программно совместим с [[Микро-80]], - годились системные программы и игры на бейсике, но игр для Микро-80 в кодах практически и не было.


== Технические характеристики ==
== Технические характеристики ==
Строка 10: Строка 10:
[[Изображение:Radio-86RK_PCB.jpg|thumb|right|Печатная плата Радио 86РК]]
[[Изображение:Radio-86RK_PCB.jpg|thumb|right|Печатная плата Радио 86РК]]


* Процессор: К580ИК80 (в поздней советской номенклатуре - [[КР580ВМ80А]] ) — советский аналог [[i8080]], или более совершенный [[КР580ВМ1]] 1,78 [[МГц]].
* Процессор: КР580ВМ80A (до 1985 г. обозначался как [[КР580ИК80А]] ) — советский аналог [[i8080]] 1,78 [[МГц]].
* [[ОЗУ]]: в оригинальном варианте — 16 [[КБ]] на микросхемах DRAM К565РУ3. Также могли применяться К565РУ6 (4116) или отбраковка, «половинки» и «четвертинки» К565РУ5 (4164). Максимальная допустимая память 32 КБ. Верхняя половина адресного пространства используется для управления внутренними устройствами компьютера (команды ввода-вывода ВМ80 не используются).
* [[ОЗУ]]: в оригинальном варианте — 16 [[КБ]] на микросхемах DRAM К565РУ3. Также могли применяться К565РУ6 (4116) или отбраковка, «половинки» и «четвертинки» К565РУ5 (4164). В расширенном варианте - память 32 КБ.  
* [[ПЗУ]]: 2 КБ — УФПЗУ К573РФ5 (2716).
* [[Адресация В/У]]: Внешние устройства включаются в области памяти и им отводится верхняя половина адресного пространства в 32 Кб. Команды IN/OUT изначально не были предназначены для работы с портами, но упрощённая схемотехника и особенности самого процессора позволила их использовать для адресации некоторых БИС на плате.
* Видеоподсистема: только текстовый режим 25 строк на 64 символа. Применялся «контроллер алфавитно-цифрового терминала» [[КР580ВГ75]] совместно с «контроллером прямого доступа в память» КР580ВТ57 (i8257). Последний также использовался для регенерации динамической памяти. Символы для знакогенератора прошиты в ПЗУ (К573РФ1, 1 КБ). Курсор формировался аппаратно КР580ВГ75.
* [[ПЗУ]]: 2 КБ — УФ-ПЗУ К573РФ2 (2716).
* [[Клавиатура]]: простая матрица с контактами на замыкание, обслуживалась полностью ЦПУ через порт ввода-вывода [[КР580ВВ55]] (i8255).
* Видеоподсистема: по сбросу текстовый режим 25 строк на 64 символа. Применён «контроллер алфавитно-цифрового терминала» [[КР580ВГ75]] работающий только совместно с «контроллером прямого доступа в память» КР580ВТ57 (i8257). В ходе работы этой связки из двух БИС попутно происходит регенерация динамической памяти. Символы для знакогенератора прошиты в ПЗУ (К573РФ1, 1 КБ). Курсор аппаратно формирует ВГ75. В некоторых играх, чтобы избежать межстрочного разрыва, высота знакоместа программно меняется с 10 на 8. При этом на экране умещается 30 строк высотой в 8 линий растра (формат экрана - 64*30). Такой режим используется в большинстве игр использующих псевдографику.
* Звук: довольно оригинально в качестве источника звука использовался контакт процессора IE (разрешение прерываний). Поскольку прерывания в компьютере не использовались, он был свободен.
* Цвет: стал доступен после публикации в ж.«Радиолюбитель» 04.1992 схемы простой доработки до цвета (схема цвета заимствована из цветного «Апогея-БК-01Ц» выпускаемого с конца 80-тых годов).
* Внешние устройства: в качестве устройства для хранения программ применялся бытовой кассетный [[магнитофон]]. К одному свободному порту КР580ВВ55 могло подключаться внешнее 8-битное устройство.
* [[Клавиатура]]: матрица клавиш с контактами на замыкание, обслуживается программно процессором через ППА [[КР580ВВ55]] (i8255). Текущий регистр клавиатуры отображается светодиодом РУС/ЛАТ. Впоследствии была разработан вариант использования промышленной клавиатуры MS7007, но все игры с прямым опросом клавиш рассчитаны на оригинальную РК-матрицу, потому при клавиатуре MS7007 в некоторых играх управление неудобно.
* Звук: в качестве источника звука используется контакт процессора INTE (разрешение прерываний). Поскольку прерывания в компьютере не используются, он был свободен. Из-за особенностей работы видеоконтроллера музыкальные тоны звучат хрипло. Чтобы это исправить в клоны обычно добавляли 580ВИ53.
* Внешние устройства: в качестве устройства для хранения программ применялся бытовой [[магнитофон]]. К ППА пользователя КР580ВВ55 могло подключаться внешнее устройство (принтер, ROM-диск и программатор УФ-ПЗУ). С 1993 года после публикации в ж.«Радио» также стал доступен дисковод (FM формат, 400 кб на диск).
* Конструктив: конструкция одноплатная. Немодульная. Это связано отчасти с небольшим числом деталей, а главное, что схема компьютера это неделимый модуль. Нельзя выделить в отдельный модуль память и настроить отдельно, т.к. без работы ПДП память забывает данные, а ПДП не работает без БИС видеоконтроллера, который в свою очередь не работает без его программирования процессором. Все узлы в этом компьютере взаимосвязаны. Из-за этого РК86 намного сложнее всех остальных советских компьютеров в настройке. Если не работает какая-то мелочь, то не работает вообще всё и нет признаков по которым можно понять, где искать дефект.


== Графические возможности ==
== Графические возможности ==


В различных источниках могут встречаться различные параметры видеосистемы Радио-86РК. Эти расхождения — следствие использования в качестве видеоконтроллера микросхемы КР580ВГ75, которая является сложной БИС, и имеет ряд программно изменяемых параметров. Максимально возможный объём отображаемой с её помощью информации — текстовый режим 64 строк по 80 символов в каждой. В Радио-86РК управляющая программа Монитор при включении компьютера задаёт режим 30 строк по 78 символов в каждой. Эти значения не могут быть изменены, так как выбраны исходя из особенностей схемы включения ВГ75 и параметров стандартной телевизионной развёртки. По ряду причин на телевизорах крайние области растра не отображаются, или отображаются с искажениями, поэтому в Радио-86РК для вывода информации используется только область гарантированной видимости, которая имеет размер 64x25 символов. При этом в памяти экранная область занимает 78*30 — 2340 байт.
В различных источниках могут встречаться различные параметры видеосистемы Радио-86РК. Эти расхождения — следствие использования в качестве видеоконтроллера микросхемы КР580ВГ75, которая позволяет программно изменять видеорежим. Теоретически она может программироваться на 64 строки по 80 символов в каждой.  


Некоторые возможности отображения информации, поддерживаемые КР580ВГ75, не могут быть использованы на Радио-86РК из-за особенностей его схемотехники. В частности, не реализована возможность аппаратной псевдографики (без участия ПЗУ знакогенератора). Также, не используются сигналы подсветки и инверсии символов. Однако в существующих любительских доработках, позволяющих отображать цветной текст, эти сигналы задействованы для задания цвета символов.
Чтобы во время гашения экрана на время обратного хода луча регенерация динамических ОЗУ не прекращалась, используется программное формирование сигнала гашения по кадрам. Также программно формируется и гашение на время обратного хода луча по строкам (хотя это уже не обусловлено работой схемы, а лишь ради экономии). Таким образом ВГ75 продолжает выводить на экран во время строчного и кадрового бордюров, а кадровый и строчный бордюры получаются за счёт заполнения экранных ячеек соответствующих бордюру нулями (или кодом $20 или кодом $FF).


Формат символов в ПЗУ знакогенератора Радио-86РК — 8x8 точек. На экране они отображаются как символы 6x10, это достигается особенностями включения ВГ75 и программными настройками. Аппаратно задействованы только 3 линии выбора строки символа в ПЗУ (из 4-х), программно — установлено затемнение верхней и нижней строки матрицы символа. ВГ75 не может адресовать более 128 символов одновременно, поэтому набор допустимых символов ограничен этим числом. В ряде клонов используется увеличенный объём ПЗУ знакогенератора и дополнительные символьные наборы в нём. В этом случае нужный набор выбирается с помощью одной из линий ВВ55, и на экране в один момент времени может отображаться только один из наборов.
В Радио-86РК по сбросу ВГ75 программируется на режим 30 строк по 78 символов и высотой знакоместа в 10 линий растра. Видимы при этом лишь 25 строк (3 строки сверху и 2 снизу заполняются нулями, что формирует кадровый бордюр) и лишь 64 символа в строке. При этом в памяти вся экранная область занимает 78*30 — 2340 байт.


Псевдографические возможности Радио-86РК реализуются с помощью специальных символов, хранящихся в ПЗУ знакогенератора. Это блоки 3x4 пикселя, во всех возможных комбинациях для матрицы 6x8. В псевдографическом режиме, который, строго говоря, не является каким-либо отдельным режимом, теоретически возможно отображение до 156x60 «точек». Однако, по указанным выше причинам, на экране гарантирована видимость только 128x50 «точек».
Некоторые возможности, поддерживаемые КР580ВГ75, не использованы в схеме Радио-86РК. В частности, не используется возможность вывода 11 аппаратных символов псевдографики. Также, не используются режим подсветки символов и инверсии знакомест. Но в любительских доработках для введения цвета эти атрибутные сигналы ВГ75 задействованы для задания цвета символов (впервые это сделано в промышленном клоне «Апогей-БК-01Ц»).
 
Формат знакоместа для режима по сбросу - 6x10. Но выводится лишь 8 линий из фонта, потому при высоте знакоместа в 10 линий две нижние линии знакоместа затемнены. ВГ75 кодирует символы 7-ю битами (экранные байты с выставленным 8-мым битом являются командами смены режима либо аппаратной псевдографикой). В ряде клонов используется увеличенный объём ПЗУ знакогенератора и дополнительные символьные наборы в нём. В этом случае нужный набор выбирается с помощью разряда из пользовательского ППА D20 или атрибутными битами ВГ75.
 
Псевдографические возможности Радио-86РК реализуются с помощью 16-ти псевдографических символов в ПЗУ знакогенератора. Эти символы имитируют разбиение знакоместа на матрицу 2*2 пикселя (в продвинутых клонах есть фонт с матрицей 3*2 пикселя), что в базовом режиме 64*25 даёт общее разрешение экрана в 128*50 пикселей, а в режиме с высотой знакоместа в 8 линий, который обычно и используется для графических игр, - 128*60. К сожалению, оператор PLOT бейсика режим в 30 строк не поддерживает (работает только в базовом режиме 64*25 с межстрочными разрывами). В западных текстовых компьютерах такой способ вывода графики называется блочная графика.
 
При использовании альтернативного фонта (которого в базовом РК нет) иногда получают ещё один псевдографический видеорежим, в котором знакоместо программируется на высоту знакоместа в 4 линии, а общее число строк программируется на максимум - 64. При этом видимыми являются только 51 строка (остальные уходят на бордюр). При этом частота строк увеличивается до 60 Гц, что нормально для телевизора (т.к столько в NTSC), но не для видеомонитора, зато формат экрана составляет 128*102. А в некоторых клонах с альтернативным фонтом так выводится графика аж 192*102. Но программ под такой режим нет (только демо режима)[http://ipic.su/img/img7/fs/mode_192x102.1579013727.png].


== Программное обеспечение ==
== Программное обеспечение ==
[[Изображение:Radio86RK_Klad_Screenshot.gif|thumb|320px|right|Скриншот игры «Клад»]]
[[Изображение:Radio86RK_Klad_Screenshot.gif|thumb|320px|right|Скриншот игры «Клад»]]


Базовая конструкция Радио-86РК включала в себя только «Монитор» в [[ПЗУ]], который содержал только простейшие драйверы периферии и загрузчик. Таким образом, все остальные программы необходимо было загружать с кассеты.
Резидентно в «Радио-86РК» имеется «Монитор» в [[Постоянное запоминающее устройство|ПЗУ]], который содержит не только драйверы периферии, но также играет роль ОС. «Монитор» поддерживает простейшие функции отладчика, позволяет просматривать и изменять ячейки памяти, вводить и запускать программы. Журнал «Радио» опубликовал также дампы основных системных программ, однако ручной ввод их в компьютер был весьма трудозатратным.
 
Базовое инструментальное программное обеспечение опубликованное в 1986-1987 годах в журнале «Радио» в виде шестнадцатеричных дампов включало в себя:
* [[Бейсик]] [[интерпретатор]]
* [[Текстовый редактор]]
* [[Ассемблер]]
* [[Дизассемблер]]


Системное программное обеспечение публиковалось в журнале «Радио» в виде шестнадцатеричных дампов и включало в себя:
В последующие годы было опубликовано ещё несколько полезных системных программ. Прикладное программное обеспечение создавалось программистами любителями и его можно было приобрести в вскоре возникших кооперативах, скопировать у знакомых или купить на радиорынке. В конце 80-х годов на нелегальных радиорынках возник пиратский частный бизнес по торговле программами бытовых ПК, что существенно облегчало людям доступ к программам, но лишало разработчиков программ возможности заработать на своих программах.
* [[Бэйсик]]
* Редактор и [[Ассемблер]]


Остальное программное обеспечение создавалось и распространялось на кассетах добровольцами, а с началом кооперативного движения в СССР — кооперативами.
Прикладное ПО включало в основном следующие программы:
Имели хождение следующие программы:
* Инструментальные программы: макроассемблер и отладчики (отладчик Г.Штефана, экранный отладчик С.Дрогайцева, DDT и SID адаптированные из [[CP/M]])
* Отладчик DEBUG, перенесённый из операционной системы [[CP/M]]
* [[Высокоуровневый язык программирования|ЯВУ]]: до десятка лишь слегка отличающихся и несколько доработанных версий бейсика, компиляторы Си и Паскаля. Из-за нехватки в компьютере объёма ОЗУ, этими компиляторами можно транслировать лишь маленькие программы, но они позволили многим будущим профессиональным программистам сделать первое знакомство с программированием на [[Высокоуровневый язык программирования|ЯВУ]].
* Игры: [[Шахматы]], Питон, [[Xonix]], [[Pac-Man]], [[Лабиринт]], [[Скорпион]], [[Лестница]], Жизнь, Стратегия, Тетрис, Морской бой
* Игры в кодах: Шахматы, Змейка, Xonix, Pacman, Лабиринт, Лестница, Жизнь, Тетрис, Морской бой, Диверсант, Скорпион, Стратегия, Цирк, Рикошет, Volkano, Krok, Land, LodeRuner, Digger, Mars, Barmen, BoulderDash, Into the Eagles Nest, Ladder, Stena и др. Не считая слегка изменённые дубли игр было не более 200. Сейчас на архивных сайтах можно найти около 100 РК-игр.
* Игры на бейсике: Королевство Эйфория, Война с клингами, Питон, Сокобан, Минное поле, Бомбардировщик, Биржа, Кегельбан, Покер, Пика-фама, Ханойская башня, Гомоку и др. Около 30 игр.
* Несколько десятков неигровых программ (текстовые и граф.редакторы, примитивные картотеки, словари, программы печати, инструментальные для разработки и радиолюбительского назначачения).


== Клоны ==
== Клоны ==
Успех Радио-86РК привёл к появлению множества клонов, некоторые из которых выпускались серийно. К сожалению, не все клоны были полностью аппаратно совместимы с оригинальной конструкций.
Промышленность выпускала и стопроцентные клоны «Радио-86РК», но в большем объёме серийно производились более развитые РК-производные компьютеры, которые имели лишь частичную совместимость, т.е совместимость лишь для системных программ. Из-за разных адресов экрана и В/У игры были несовместимы, хотя из-за общности схемотехники и ROM-BIOS адаптация игр между РК-подобными компьютерами была несложна.
* [[Микроша]]
* [[Микроша]]
* [[Электроника КР-01/02/03/04]] (конструктор для самостоятельной сборки)
* [[Электроника КР-01/02/03/04]] (конструктор для самостоятельной сборки)
* [[Партнер 01.01]]
* [[Партнёр 01.01]]
* [[Спектр-001 (компьютер)|Спектр-001]]
* [[Спектр-001 (компьютер)|Спектр-001]]
* [[Апогей БК-01]]
* [[Апогей БК-01]]
* [[Криста (компьютер)|Криста]] (но не [[Криста-2 (компьютер)|Криста-2]]) — выпускался заводом РИП в г. Муроме
* [[Криста (компьютер)|Криста]] — выпускался заводом РИП в г.Муром
* Альфа-БК[https://zx-pk.ru/wiki/Альфа_БК]
* УМПК-Р-32 — выпускался заводом Мукачевприбор
* Импульс
* Согдиана-1
* Mikro-88 — выпускался одним из рижских кооперативов, отличался от оригинала клавиатурой и небольшими изменениями в ПЗУ, плата компьютера не отличалась от оригинальной версии на 32 КБ.


== Публикации ==
== Публикации ==
Строка 66: Строка 86:
}}
}}


* {{djvu}}{{книга
* {{книга
|автор = Зеленко Г. В., Панов В. В., Попов С. Н.
|автор = Зеленко Г. В., Панов В. В., Попов С. Н.
|заглавие = Домашний компьютер
|заглавие = Домашний компьютер
Строка 73: Строка 93:
|том = 1139
|том = 1139
|isbn = 5-526-00312-7
|isbn = 5-526-00312-7
|ссылка = http://www.emuverse.ru/downloads/computers/Radio-86rk/docs/MRB-1139_Zelenko_Domashniy_computer_1989.djvu
|ссылка = https://emuverse.ru/downloads/computers/Radio-86rk/docs/MRB-1139_Zelenko_Domashniy_computer_1989.djvu
}}
}}


Строка 84: Строка 104:
* [[:Категория:Радио-86РК/Публикации|Публикации в журнале Радио]]
* [[:Категория:Радио-86РК/Публикации|Публикации в журнале Радио]]
* [[Intel 8257/Документация#Пример программирования]]
* [[Intel 8257/Документация#Пример программирования]]
* {{djvu}} [https://emuverse.ru/downloads/computers/Radio-86rk/docs/spectr-001_schematics.djvu Спектр-001. Схема системного блока и блока питания] <small>([http://zx.pk.ru/showpost.php?p=329052&postcount=73 Источник])</small>


== Файлы ==
== Файлы ==
* {{rom}} [http://www.emuverse.ru/downloads/computers/Radio-86rk/firmware/RK86-16.rom ПЗУ 16k]
* {{rom}} [https://emuverse.ru/downloads/computers/Radio-86rk/firmware/RK86-16.rom ПЗУ 16k]
* {{rom}} [http://www.emuverse.ru/downloads/computers/Radio-86rk/firmware/RK86-32.rom ПЗУ 32k]
* {{rom}} [https://emuverse.ru/downloads/computers/Radio-86rk/firmware/RK86-32.rom ПЗУ 32k]
* {{rom}} [http://www.emuverse.ru/downloads/computers/Radio-86rk/firmware/Font.rom Прошивка знакогенератора]
* {{rom}} [https://emuverse.ru/downloads/computers/Radio-86rk/firmware/Font.rom Прошивка знакогенератора]
* {{rom}} [http://www.emuverse.ru/downloads/computers/Radio-86rk/firmware/spektr001.rom ПЗУ компьютера Спектр 001]
* {{rom}} [https://emuverse.ru/downloads/computers/Radio-86rk/firmware/spektr001.rom ПЗУ компьютера Спектр 001]
* {{rom}} [https://emuverse.ru/downloads/computers/Radio-86rk/firmware/TEST_ROM_32.bin Тест памяти 32К] <small>([http://zx.pk.ru/showpost.php?p=328332&postcount=72 Источник])</small>


== Сборники программ ==
== Сборники программ ==

Текущая версия от 21:39, 18 сентября 2023

    Этот документ распространяется на условиях лицензии CC-BY-SA 3.0
Данная статья основана на материалах из Википедии. См. оригинал, список авторов
 

Радио-86РК — самодельный 8-разрядный персональный компьютер, схема которого впервые была опубликована в журнале «Радио» № 4-6/1986 г. Авторы статьи — Д. Горшков, Г. Зеленко, Ю. Озеров, С. Попов.

В начале 80-х журнал «Радио» уже публиковал описание любительского компьютера на процессоре КР580. Это был Микро-80, построенный на ~120 микросхемах, сложный для повторения. Из-за сложности, отсутствия печ.плат и цифровых микросхем в свободной продаже в начале 80-тых, этот компьютер не получил распространения, но сама серия статей была полезной познакомив любителей с МП техникой.

Схема Радио-86РК в минимальном варианте включала всего 29 микросхем, доступных в СССР, благодаря чему его мог изготовить даже малоопытный радиолюбитель. Успеху РК86 способствовало то, что с середины 1980-тых цифровые микросхемы 155-той серии стали доступны в магазинах "Электроника" (хотя стоили довольно дорого 2-3 рубля) и в магазинах "Юный Техник" (там они как некондиция стоили всего 30-40 копеек, но были лишь нескольких типов). Радио-86РК позволял использовать почти все немногие программы от Микро-80. Хотя он был лишь частично программно совместим с Микро-80, - годились системные программы и игры на бейсике, но игр для Микро-80 в кодах практически и не было.

Технические характеристики

Печатная плата Радио 86РК
  • Процессор: КР580ВМ80A (до 1985 г. обозначался как КР580ИК80А ) — советский аналог i8080 1,78 МГц.
  • ОЗУ: в оригинальном варианте — 16 КБ на микросхемах DRAM К565РУ3. Также могли применяться К565РУ6 (4116) или отбраковка, «половинки» и «четвертинки» К565РУ5 (4164). В расширенном варианте - память 32 КБ.
  • Адресация В/У: Внешние устройства включаются в области памяти и им отводится верхняя половина адресного пространства в 32 Кб. Команды IN/OUT изначально не были предназначены для работы с портами, но упрощённая схемотехника и особенности самого процессора позволила их использовать для адресации некоторых БИС на плате.
  • ПЗУ: 2 КБ — УФ-ПЗУ К573РФ2 (2716).
  • Видеоподсистема: по сбросу текстовый режим 25 строк на 64 символа. Применён «контроллер алфавитно-цифрового терминала» КР580ВГ75 работающий только совместно с «контроллером прямого доступа в память» КР580ВТ57 (i8257). В ходе работы этой связки из двух БИС попутно происходит регенерация динамической памяти. Символы для знакогенератора прошиты в ПЗУ (К573РФ1, 1 КБ). Курсор аппаратно формирует ВГ75. В некоторых играх, чтобы избежать межстрочного разрыва, высота знакоместа программно меняется с 10 на 8. При этом на экране умещается 30 строк высотой в 8 линий растра (формат экрана - 64*30). Такой режим используется в большинстве игр использующих псевдографику.
  • Цвет: стал доступен после публикации в ж.«Радиолюбитель» 04.1992 схемы простой доработки до цвета (схема цвета заимствована из цветного «Апогея-БК-01Ц» выпускаемого с конца 80-тых годов).
  • Клавиатура: матрица клавиш с контактами на замыкание, обслуживается программно процессором через ППА КР580ВВ55 (i8255). Текущий регистр клавиатуры отображается светодиодом РУС/ЛАТ. Впоследствии была разработан вариант использования промышленной клавиатуры MS7007, но все игры с прямым опросом клавиш рассчитаны на оригинальную РК-матрицу, потому при клавиатуре MS7007 в некоторых играх управление неудобно.
  • Звук: в качестве источника звука используется контакт процессора INTE (разрешение прерываний). Поскольку прерывания в компьютере не используются, он был свободен. Из-за особенностей работы видеоконтроллера музыкальные тоны звучат хрипло. Чтобы это исправить в клоны обычно добавляли 580ВИ53.
  • Внешние устройства: в качестве устройства для хранения программ применялся бытовой магнитофон. К ППА пользователя КР580ВВ55 могло подключаться внешнее устройство (принтер, ROM-диск и программатор УФ-ПЗУ). С 1993 года после публикации в ж.«Радио» также стал доступен дисковод (FM формат, 400 кб на диск).
  • Конструктив: конструкция одноплатная. Немодульная. Это связано отчасти с небольшим числом деталей, а главное, что схема компьютера это неделимый модуль. Нельзя выделить в отдельный модуль память и настроить отдельно, т.к. без работы ПДП память забывает данные, а ПДП не работает без БИС видеоконтроллера, который в свою очередь не работает без его программирования процессором. Все узлы в этом компьютере взаимосвязаны. Из-за этого РК86 намного сложнее всех остальных советских компьютеров в настройке. Если не работает какая-то мелочь, то не работает вообще всё и нет признаков по которым можно понять, где искать дефект.

Графические возможности

В различных источниках могут встречаться различные параметры видеосистемы Радио-86РК. Эти расхождения — следствие использования в качестве видеоконтроллера микросхемы КР580ВГ75, которая позволяет программно изменять видеорежим. Теоретически она может программироваться на 64 строки по 80 символов в каждой.

Чтобы во время гашения экрана на время обратного хода луча регенерация динамических ОЗУ не прекращалась, используется программное формирование сигнала гашения по кадрам. Также программно формируется и гашение на время обратного хода луча по строкам (хотя это уже не обусловлено работой схемы, а лишь ради экономии). Таким образом ВГ75 продолжает выводить на экран во время строчного и кадрового бордюров, а кадровый и строчный бордюры получаются за счёт заполнения экранных ячеек соответствующих бордюру нулями (или кодом $20 или кодом $FF).

В Радио-86РК по сбросу ВГ75 программируется на режим 30 строк по 78 символов и высотой знакоместа в 10 линий растра. Видимы при этом лишь 25 строк (3 строки сверху и 2 снизу заполняются нулями, что формирует кадровый бордюр) и лишь 64 символа в строке. При этом в памяти вся экранная область занимает 78*30 — 2340 байт.

Некоторые возможности, поддерживаемые КР580ВГ75, не использованы в схеме Радио-86РК. В частности, не используется возможность вывода 11 аппаратных символов псевдографики. Также, не используются режим подсветки символов и инверсии знакомест. Но в любительских доработках для введения цвета эти атрибутные сигналы ВГ75 задействованы для задания цвета символов (впервые это сделано в промышленном клоне «Апогей-БК-01Ц»).

Формат знакоместа для режима по сбросу - 6x10. Но выводится лишь 8 линий из фонта, потому при высоте знакоместа в 10 линий две нижние линии знакоместа затемнены. ВГ75 кодирует символы 7-ю битами (экранные байты с выставленным 8-мым битом являются командами смены режима либо аппаратной псевдографикой). В ряде клонов используется увеличенный объём ПЗУ знакогенератора и дополнительные символьные наборы в нём. В этом случае нужный набор выбирается с помощью разряда из пользовательского ППА D20 или атрибутными битами ВГ75.

Псевдографические возможности Радио-86РК реализуются с помощью 16-ти псевдографических символов в ПЗУ знакогенератора. Эти символы имитируют разбиение знакоместа на матрицу 2*2 пикселя (в продвинутых клонах есть фонт с матрицей 3*2 пикселя), что в базовом режиме 64*25 даёт общее разрешение экрана в 128*50 пикселей, а в режиме с высотой знакоместа в 8 линий, который обычно и используется для графических игр, - 128*60. К сожалению, оператор PLOT бейсика режим в 30 строк не поддерживает (работает только в базовом режиме 64*25 с межстрочными разрывами). В западных текстовых компьютерах такой способ вывода графики называется блочная графика.

При использовании альтернативного фонта (которого в базовом РК нет) иногда получают ещё один псевдографический видеорежим, в котором знакоместо программируется на высоту знакоместа в 4 линии, а общее число строк программируется на максимум - 64. При этом видимыми являются только 51 строка (остальные уходят на бордюр). При этом частота строк увеличивается до 60 Гц, что нормально для телевизора (т.к столько в NTSC), но не для видеомонитора, зато формат экрана составляет 128*102. А в некоторых клонах с альтернативным фонтом так выводится графика аж 192*102. Но программ под такой режим нет (только демо режима)[1].

Программное обеспечение

Скриншот игры «Клад»

Резидентно в «Радио-86РК» имеется «Монитор» в ПЗУ, который содержит не только драйверы периферии, но также играет роль ОС. «Монитор» поддерживает простейшие функции отладчика, позволяет просматривать и изменять ячейки памяти, вводить и запускать программы. Журнал «Радио» опубликовал также дампы основных системных программ, однако ручной ввод их в компьютер был весьма трудозатратным.

Базовое инструментальное программное обеспечение опубликованное в 1986-1987 годах в журнале «Радио» в виде шестнадцатеричных дампов включало в себя:

В последующие годы было опубликовано ещё несколько полезных системных программ. Прикладное программное обеспечение создавалось программистами любителями и его можно было приобрести в вскоре возникших кооперативах, скопировать у знакомых или купить на радиорынке. В конце 80-х годов на нелегальных радиорынках возник пиратский частный бизнес по торговле программами бытовых ПК, что существенно облегчало людям доступ к программам, но лишало разработчиков программ возможности заработать на своих программах.

Прикладное ПО включало в основном следующие программы:

  • Инструментальные программы: макроассемблер и отладчики (отладчик Г.Штефана, экранный отладчик С.Дрогайцева, DDT и SID адаптированные из CP/M)
  • ЯВУ: до десятка лишь слегка отличающихся и несколько доработанных версий бейсика, компиляторы Си и Паскаля. Из-за нехватки в компьютере объёма ОЗУ, этими компиляторами можно транслировать лишь маленькие программы, но они позволили многим будущим профессиональным программистам сделать первое знакомство с программированием на ЯВУ.
  • Игры в кодах: Шахматы, Змейка, Xonix, Pacman, Лабиринт, Лестница, Жизнь, Тетрис, Морской бой, Диверсант, Скорпион, Стратегия, Цирк, Рикошет, Volkano, Krok, Land, LodeRuner, Digger, Mars, Barmen, BoulderDash, Into the Eagles Nest, Ladder, Stena и др. Не считая слегка изменённые дубли игр было не более 200. Сейчас на архивных сайтах можно найти около 100 РК-игр.
  • Игры на бейсике: Королевство Эйфория, Война с клингами, Питон, Сокобан, Минное поле, Бомбардировщик, Биржа, Кегельбан, Покер, Пика-фама, Ханойская башня, Гомоку и др. Около 30 игр.
  • Несколько десятков неигровых программ (текстовые и граф.редакторы, примитивные картотеки, словари, программы печати, инструментальные для разработки и радиолюбительского назначачения).

Клоны

Промышленность выпускала и стопроцентные клоны «Радио-86РК», но в большем объёме серийно производились более развитые РК-производные компьютеры, которые имели лишь частичную совместимость, т.е совместимость лишь для системных программ. Из-за разных адресов экрана и В/У игры были несовместимы, хотя из-за общности схемотехники и ROM-BIOS адаптация игр между РК-подобными компьютерами была несложна.

  • Микроша
  • Электроника КР-01/02/03/04 (конструктор для самостоятельной сборки)
  • Партнёр 01.01
  • Спектр-001
  • Апогей БК-01
  • Криста — выпускался заводом РИП в г.Муром
  • Альфа-БК[2]
  • УМПК-Р-32 — выпускался заводом Мукачевприбор
  • Импульс
  • Согдиана-1
  • Mikro-88 — выпускался одним из рижских кооперативов, отличался от оригинала клавиатурой и небольшими изменениями в ПЗУ, плата компьютера не отличалась от оригинальной версии на 32 КБ.

Публикации

  • Процессорный модуль микро-ЭВМ // журнал «Радио». — 1986. — № 4-7.
  • Различные статьи о Радио-86РК // журнал «Радио». — 8/1986-1/1998.
  •  Зеленко Г. В., Панов В. В., Попов С. Н. Домашний компьютер. — М.: Радио и связь, серия Массовая радиобиблиотека. — Т. 1139. — ISBN 5-526-00312-7

Ссылки

  • Радио 86РК и совместимые — краткий обзор Радио 86РК и его клонов
  • Emu80 — эмулятор Радио 86РК и совместимых, а также некоторых других компьютеров
  • ПК-Ностальгия — информация и ПО для Радио 86РК, включая операционную систему REAL TIME

Документация

Файлы

Сборники программ