Радио-86РК: различия между версиями

Материал из Emuverse
Нет описания правки
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Википедия|Радио 86РК}}
{{Википедия|Радио 86РК}}
'''Радио 86РК''' — самодельный 8-разрядный [[персональный компьютер]], схема которого впервые была опубликована в [[Радио (журнал)|журнале «Радио»]] № 4-6/[[1986]] г. Авторы статьи — Д. Горшков, Г. Зеленко, Ю. Озеров, С. Попов.
'''Радио-86РК''' — самодельный 8-разрядный [[персональный компьютер]], схема которого впервые была опубликована в [[Радио (журнал)|журнале «Радио»]] № 4-6/[[1986]] г. Авторы статьи — Д. Горшков, Г. Зеленко, Ю. Озеров, С. Попов.


В начале 80-х журнал «Радио» уже публиковал описание любительского компьютера на процессоре КР580. Это был [[Микро-80]], построенный на 200 микросхемах, сложный как в сборке так и в наладке. Из-за своей сложности, а также из-за практически полного отсутствия микросхем в свободной продаже, эта модель так и не получила широкого распространения.
В начале 80-х журнал «Радио» уже публиковал описание любительского компьютера на процессоре КР580. Это был [[Микро-80]], построенный на 200 микросхемах, сложный как в сборке так и в наладке. Из-за своей сложности, а также из-за практически полного отсутствия микросхем в свободной продаже в начале 80-тых, эта модель так и не получила широкого распространения.


Схема Радио 86РК включала всего 29 микросхем, доступных в [[СССР]], таким образом, его мог изготовить практически любой желающий. Кроме того, Радио 86РК был программно совместим с [[Микро-80]].
Схема Радио-86РК включала всего 29 микросхем, доступных в [[СССР]], таким образом, его мог изготовить практически любой желающий. Успеху РК86 способствовало то, что с середины 80-тых цифровые микросхемы 155-той серии стали доступны в магазинах "Электроника" (где они были во всей номенклатуре, но стоили довольно дорого 2-3 рубля) и в магазинах "Юный Техник" (там они как некондиция стоили всего 30-40 копеек, но были лишь несколько типов). Радио-86РК позволял использовать почти все программы от Микро-80. Хотя он был лишь частично программно совместим с [[Микро-80]], - годились системные программы и игры на бейсике, но игр для Микро-80 в кодах практически и не было.


== Технические характеристики ==
== Технические характеристики ==
Строка 10: Строка 10:
[[Изображение:Radio-86RK_PCB.jpg|thumb|right|Печатная плата Радио 86РК]]
[[Изображение:Radio-86RK_PCB.jpg|thumb|right|Печатная плата Радио 86РК]]


* Процессор: К580ИК80 (в поздней советской номенклатуре - [[КР580ВМ80А]] ) — советский аналог [[i8080]] 1,78 [[МГц]].
* Процессор: КР580ВМ80A (до 1985 г. обозначался как [[КР580ИК80А]] ) — советский аналог [[i8080]] 1,78 [[МГц]].
* [[ОЗУ]]: в оригинальном варианте — 16 [[КБ]] на микросхемах DRAM К565РУ3. Также могли применяться К565РУ6 (4116) или отбраковка, «половинки» и «четвертинки» К565РУ5 (4164). Максимальная допустимая память 32 КБ. Верхняя половина адресного пространства используется для управления внутренними устройствами компьютера (команды ввода-вывода ВМ80 не используются).
* [[ОЗУ]]: в оригинальном варианте — 16 [[КБ]] на микросхемах DRAM К565РУ3. Также могли применяться К565РУ6 (4116) или отбраковка, «половинки» и «четвертинки» К565РУ5 (4164). В расширенном варианте - память 32 КБ.  
* [[Адресация В/У]]: Внешние устройства включаются в области памяти и им отводится верхняя половина адресного пространства в 32 Кб. Команды IN/OUT изначально не были предназначены для работы с портами, но упрощённая схемотехника и особенности самого процессора позволила их использовать для адресации некоторых БИС на плате.
* [[ПЗУ]]: 2 КБ — УФ-ПЗУ К573РФ2 (2716).
* [[ПЗУ]]: 2 КБ — УФ-ПЗУ К573РФ2 (2716).
* Видеоподсистема: по сбросу текстовый режим 25 строк на 64 символа. Применялся «контроллер алфавитно-цифрового терминала» [[КР580ВГ75]] совместно с «контроллером прямого доступа в память» КР580ВТ57 (i8257). Последний также использовался для регенерации динамической памяти. Символы для знакогенератора прошиты в ПЗУ (К573РФ1, 1 КБ). Курсор формирует аппаратно КР580ВГ75. В некоторых играх и в граф.редакторе, чтобы избежать межстрочного разрыва, высота знакоместа программно меняется с 10 на 8. При этом на экране отображается 30 строк высотой 8 линий растра. В этом режиме стандартный фонт позволяет графику 128*60 (но оператор PLOT в бейсике это не поддерживает, работает только в базовом режиме 64*25 с межстрочными разрывами).
* Видеоподсистема: по сбросу текстовый режим 25 строк на 64 символа. Применён «контроллер алфавитно-цифрового терминала» [[КР580ВГ75]] работающий только совместно с «контроллером прямого доступа в память» КР580ВТ57 (i8257). В ходе работы этой связки из двух БИС попутно происходит регенерация динамической памяти. Символы для знакогенератора прошиты в ПЗУ (К573РФ1, 1 КБ). Курсор аппаратно формирует ВГ75. В некоторых играх, чтобы избежать межстрочного разрыва, высота знакоместа программно меняется с 10 на 8. При этом на экране умещается 32 строки высотой 8 линий растра. Но в играх обычно используется лишь 30 строк, т.е формат экрана - 64*30.
* Цвет: стал доступен после публикации в ж.«Радиолюбитель» 04.1992 схемы простой доработки до цвета
* Цвет: стал доступен после публикации в ж.«Радиолюбитель» 04.1992 схемы простой доработки до цвета (схема цвета заимствована из цветного «Апогея-БК-01Ц» выпускаемого с конца 80-тых годов).
* [[Клавиатура]]: простая матрица с контактами на замыкание, обслуживается программно процессором через ППА [[КР580ВВ55]] (i8255).
* [[Клавиатура]]: матрица клавиш с контактами на замыкание, обслуживается программно процессором через ППА [[КР580ВВ55]] (i8255). Текущий регистр клавиатуры отображается светодиодом РУС/ЛАТ. Впоследствии была разработан вариант использования промышленной клавиатуры MS7007, но все игры с прямым опросом клавиш рассчитаны на оригинальную РК-матрицу, потому при клавиатуре MS7007 в некоторых играх управление неудобно.
* Звук: довольно оригинально в качестве источника звука использовался контакт процессора INTE (разрешение прерываний). Поскольку прерывания в компьютере не использовались, он был свободен. Из-за особенностей работы видеоконтроллера музыкальные тоны звучат хрипло. Чтобы это исправить в клоны обычно добавляли 580ВИ53.
* Звук: в качестве источника звука используется контакт процессора INTE (разрешение прерываний). Поскольку прерывания в компьютере не используются, он был свободен. Из-за особенностей работы видеоконтроллера музыкальные тоны звучат хрипло. Чтобы это исправить в клоны обычно добавляли 580ВИ53.
* Внешние устройства: в качестве устройства для хранения программ применялся бытовой [[магнитофон]]. К ППА пользователя КР580ВВ55 могло подключаться внешнее 8-битное устройство (принтер, ROM-диск и программатор УФ-ПЗУ). С 1993 года после публикации в ж.«Радио» стал доступен дисковод (FM формат, 400 кб на диск).
* Внешние устройства: в качестве устройства для хранения программ применялся бытовой [[магнитофон]]. К ППА пользователя КР580ВВ55 могло подключаться внешнее устройство (принтер, ROM-диск и программатор УФ-ПЗУ). С 1993 года после публикации в ж.«Радио» также стал доступен дисковод (FM формат, 400 кб на диск).


== Графические возможности ==
== Графические возможности ==
Строка 23: Строка 24:
В различных источниках могут встречаться различные параметры видеосистемы Радио-86РК. Эти расхождения — следствие использования в качестве видеоконтроллера микросхемы КР580ВГ75, которая позволяет программно изменять видеорежим. Теоретически она может программироваться на 64 строки по 80 символов в каждой.  
В различных источниках могут встречаться различные параметры видеосистемы Радио-86РК. Эти расхождения — следствие использования в качестве видеоконтроллера микросхемы КР580ВГ75, которая позволяет программно изменять видеорежим. Теоретически она может программироваться на 64 строки по 80 символов в каждой.  


Чтобы во время гашения экрана на время обратного хода луча регенерация ОЗУ не прекращалась, используется программное формирование сигнала гашения по кадрам. Также программно формируется и гашение на время обратного хода луча по строкам (хотя это уже не обусловлено работой схемы, а лишь ради экономии). Таким образом ВГ75 продолжает выводить на экран во время строчного и кадрового бордюров, а кадровый и строчный бордюры получаются за счёт заполнения экранных ячеек соответствующих бордюру нулями (или кодом $20 или кодом $FF).
Чтобы во время гашения экрана на время обратного хода луча регенерация динамических ОЗУ не прекращалась, используется программное формирование сигнала гашения по кадрам. Также программно формируется и гашение на время обратного хода луча по строкам (хотя это уже не обусловлено работой схемы, а лишь ради экономии). Таким образом ВГ75 продолжает выводить на экран во время строчного и кадрового бордюров, а кадровый и строчный бордюры получаются за счёт заполнения экранных ячеек соответствующих бордюру нулями (или кодом $20 или кодом $FF).


В Радио-86РК по сбросу ВГ75 программируется на режим 30 строк по 78 символов и высотой знакоместа в 10 линий растра. Видимы при этом лишь 25 строк (3 строки сверху и 2 снизу заполняются нулями, что формирует кадровый бордюр) и лишь 64 символа в строке. При этом в памяти вся экранная область занимает 78*30 — 2340 байт.
В Радио-86РК по сбросу ВГ75 программируется на режим 30 строк по 78 символов и высотой знакоместа в 10 линий растра. Видимы при этом лишь 25 строк (3 строки сверху и 2 снизу заполняются нулями, что формирует кадровый бордюр) и лишь 64 символа в строке. При этом в памяти вся экранная область занимает 78*30 — 2340 байт.
Строка 29: Строка 30:
Некоторые возможности, поддерживаемые КР580ВГ75, не использованы в схеме Радио-86РК. В частности, не используется возможность вывода 11 аппаратных символов псевдографики. Также, не используются режим подсветки символов и инверсии знакомест. Но в любительских доработках для введения цвета эти атрибутные сигналы ВГ75 задействованы для задания цвета символов (впервые это сделано в промышленном клоне «Апогей-БК-01Ц»).
Некоторые возможности, поддерживаемые КР580ВГ75, не использованы в схеме Радио-86РК. В частности, не используется возможность вывода 11 аппаратных символов псевдографики. Также, не используются режим подсветки символов и инверсии знакомест. Но в любительских доработках для введения цвета эти атрибутные сигналы ВГ75 задействованы для задания цвета символов (впервые это сделано в промышленном клоне «Апогей-БК-01Ц»).


Формат знакоместа для режима по сбросу - 6x10. Но выводится лишь 8 линий из фонта, потому при высоте знакоместа в 10 линий две нижние линии знакоместа затемнены. ВГ75 кодирует символы 7-ю битами (экранные байты с выставленным 8-мым битом являются командами смены режима либо аппаратной псевдографикой). В ряде клонов используется увеличенный объём ПЗУ знакогенератора и дополнительные символьные наборы в нём. В этом случае нужный набор выбирается с помощью разряда из ППА ВВ55 или атрибутными битами ВГ75.
Формат знакоместа для режима по сбросу - 6x10. Но выводится лишь 8 линий из фонта, потому при высоте знакоместа в 10 линий две нижние линии знакоместа затемнены. ВГ75 кодирует символы 7-ю битами (экранные байты с выставленным 8-мым битом являются командами смены режима либо аппаратной псевдографикой). В ряде клонов используется увеличенный объём ПЗУ знакогенератора и дополнительные символьные наборы в нём. В этом случае нужный набор выбирается с помощью разряда из пользовательского ППА D20 или атрибутными битами ВГ75.


Псевдографические возможности Радио-86РК реализуются с помощью 16-ти псевдографических символов в ПЗУ знакогенератора. Эти символы имитируют разбиение знакоместа на матрицу 2*2 пикселя (в продвинутых клонах есть фонт с матрицей 3*2 пикселя), что в базовом режиме 64*25 (который для псевдографики невыгоден, т.к есть межстрочный разрыв в 2 линии растра) даёт общее разрешение экрана в 128*50 пикселей, а в режиме с высотой знакоместа в 8 линий, который обычно и используется для псевдографических игр, - 128*60.
Псевдографические возможности Радио-86РК реализуются с помощью 16-ти псевдографических символов в ПЗУ знакогенератора. Эти символы имитируют разбиение знакоместа на матрицу 2*2 пикселя (в продвинутых клонах есть фонт с матрицей 3*2 пикселя), что в базовом режиме 64*25 даёт общее разрешение экрана в 128*50 пикселей, а в режиме с высотой знакоместа в 8 линий, который обычно и используется для графических игр, - 128*64. К сожалению, оператор PLOT бейсика режим в 32 строки не поддерживает (работает только в базовом режиме 64*25 с межстрочными разрывами).


При использовании альтернативного фонта (которого в базовом РК нет) иногда получают ещё один псевдографический видеорежим в котором знакоместо программируется на высоту знакоместа в 4 линии, общее число строк программируется на максимум - 64. При этом видимыми являются только 50 строк (остальные уходят на бордюр). При этом частота строк увеличивается до 60 Гц, зато формат экрана составляет 128*100. А в некоторых клонах с альтернативным фонтом так выводится графика аж 192*102. Но программ под такой режим нет (только демо режима).
При использовании альтернативного фонта (которого в базовом РК нет) иногда получают ещё один псевдографический видеорежим, в котором знакоместо программируется на высоту знакоместа в 4 линии, а общее число строк программируется на максимум - 64. При этом видимыми являются только 51 строка (остальные уходят на бордюр). При этом частота строк увеличивается до 60 Гц, что нормально для телевизора (т.к столько в NTSC), но не для видеомонитора, зато формат экрана составляет 128*102. А в некоторых клонах с альтернативным фонтом так выводится графика аж 192*102. Но программ под такой режим нет (только демо режима)[http://ipic.su/img/img7/fs/mode_192x102.1579013727.png].


== Программное обеспечение ==
== Программное обеспечение ==
[[Изображение:Radio86RK_Klad_Screenshot.gif|thumb|320px|right|Скриншот игры «Клад»]]
[[Изображение:Radio86RK_Klad_Screenshot.gif|thumb|320px|right|Скриншот игры «Клад»]]


Базовая конструкция Радио-86РК включала в себя только «Монитор» в [[ПЗУ]], который содержал только простейшие драйверы периферии и загрузчик. Все остальные программы необходимо было загружать с МГ-ленты.
Резидентно в «Радио-86РК» имеется «Монитор» в [[Постоянное запоминающее устройство|ПЗУ]], который содержит не только драйверы периферии, но также играет роль ОС. «Монитор» поддерживает простейшие функции отладчика, позволяет просматривать и изменять ячейки памяти, вводить и запускать программы. Журнал «Радио» опубликовал также дампы основных системных программ, однако ручной ввод их в компьютер был весьма трудозатратным.


Системное программное обеспечение публиковалось в журнале «Радио» в виде шестнадцатеричных дампов и включало в себя:
Базовое инструментальное программное обеспечение опубликованное в 1986-1987 годах в журнале «Радио» в виде шестнадцатеричных дампов включало в себя:
* [[Бэйсик]]
* [[Бейсик]] [[интерпретатор]]
* Текстовый Редактор, [[Ассемблер]], Отладчик, Редактор дампов
* [[Текстовый редактор]]
* [[Ассемблер]]
* [[Дизассемблер]]


Остальное программное обеспечение создавалось программистами любителями, распространялось на кассетах энтузиастами, а продавалось кооперативами.
В последующие годы было опубликовано ещё несколько полезных системных программ. Прикладное программное обеспечение создавалось программистами любителями и его можно было приобрести в вскоре возникших кооперативах, скопировать у знакомых или купить на радиорынке. В конце 80-х годов на нелегальных радиорынках возник пиратский частный бизнес по торговле программами бытовых ПК, что существенно облегчало людям доступ к программам, но лишало разработчиков программ возможности заработать на своих программах.
Имели хождение следующие программы:
 
* Отладчики: Г.Штефана, экранный отладчик С.Дрогайцева, DDT и SID из [[CP/M]]
Прикладное ПО включало в основном следующие программы:
* Игры в кодах: [[Шахматы]], Питон, [[Xonix]], [[Pac-Man]], Tenis, [[Лабиринт]], [[Скорпион]], [[Лестница]], Цирк, Рикошет, Volkano, Жизнь, Стратегия, Тетрис, Krok, Land, LodeRuner, Digger, Mars, Barmen, BoulderDash, Into the Eagles Nest и другие.
* Инструментальные программы: макроассемблер и отладчики (отладчик Г.Штефана, экранный отладчик С.Дрогайцева, DDT и SID адаптированные из [[CP/M]])
* Игры на бейсике: Королевство Эйфория, Война с клингами, Пика-фама, Питон, Сокобан, Минное поле, Бомбардировщик, Биржа, Кегельбан, Покер, Ханойская башня, Гомоку и др.
* [[Высокоуровневый язык программирования|ЯВУ]]: до десятка лишь слегка отличающихся и несколько доработанных версий бейсика, компиляторы Си и Паскаля. Из-за нехватки в компьютере объёма ОЗУ, этими компиляторами можно транслировать лишь маленькие программы, но они позволили многим будущим профессиональным программистам сделать первое знакомство с программированием на [[Высокоуровневый язык программирования|ЯВУ]].
* Игры в кодах: Шахматы, Змейка, Xonix, Pacman, Лабиринт, Лестница, Жизнь, Тетрис, Морской бой, Диверсант, Скорпион, Стратегия, Цирк, Рикошет, Volkano, Krok, Land, LodeRuner, Digger, Mars, Barmen, BoulderDash, Into the Eagles Nest, Ladder, Stena и др. Не считая слегка изменённые дубли игр было не более 200. Сейчас на архивных сайтах можно найти около 100 РК-игр.
* Игры на бейсике: Королевство Эйфория, Война с клингами, Питон, Сокобан, Минное поле, Бомбардировщик, Биржа, Кегельбан, Покер, Пика-фама, Ханойская башня, Гомоку и др. Около 30 игр.
* Несколько десятков неигровых программ (текстовые и граф.редакторы, примитивные картотеки, словари, программы печати, инструментальные для разработки и радиолюбительского назначачения).


== Клоны ==
== Клоны ==
Успех Радио-86РК привёл к появлению множества клонов, некоторые из которых выпускались серийно. К сожалению, не все клоны были полностью аппаратно совместимы с оригинальной конструкций.
Промышленность выпускала и стопроцентные клоны «Радио-86РК», но в большем объёме серийно производились более развитые РК-производные компьютеры, которые имели лишь частичную совместимость, т.е совместимость лишь для системных программ. Из-за разных адресов экрана и В/У игры были несовместимы, хотя из-за общности схемотехники и ROM-BIOS адаптация игр между РК-подобными компьютерами была несложна.
* [[Микроша]]
* [[Микроша]]
* [[Электроника КР-01/02/03/04]] (конструктор для самостоятельной сборки)
* [[Электроника КР-01/02/03/04]] (конструктор для самостоятельной сборки)
* [[Партнер 01.01]]
* [[Партнёр 01.01]]
* [[Спектр-001 (компьютер)|Спектр-001]]
* [[Спектр-001 (компьютер)|Спектр-001]]
* [[Апогей БК-01]]
* [[Апогей БК-01]]
* [[Криста (компьютер)|Криста]] (но не [[Криста-2 (компьютер)|Криста-2]]) — выпускался заводом РИП в г. Муроме
* [[Криста (компьютер)|Криста]] — выпускался заводом РИП в г.Муром
* Альфа-БК[https://zx-pk.ru/wiki/Альфа_БК]
* УМПК-Р-32 — выпускался заводом Мукачевприбор
* Импульс
* Согдиана-1
* Mikro-88 — выпускался одним из рижских кооперативов, отличался от оригинала клавиатурой и небольшими изменениями в ПЗУ, плата компьютера не отличалась от оригинальной версии на 32 КБ.


== Публикации ==
== Публикации ==

Версия от 14:49, 21 февраля 2020

    Этот документ распространяется на условиях лицензии CC-BY-SA 3.0
Данная статья основана на материалах из Википедии. См. оригинал, список авторов
 

Радио-86РК — самодельный 8-разрядный персональный компьютер, схема которого впервые была опубликована в журнале «Радио» № 4-6/1986 г. Авторы статьи — Д. Горшков, Г. Зеленко, Ю. Озеров, С. Попов.

В начале 80-х журнал «Радио» уже публиковал описание любительского компьютера на процессоре КР580. Это был Микро-80, построенный на 200 микросхемах, сложный как в сборке так и в наладке. Из-за своей сложности, а также из-за практически полного отсутствия микросхем в свободной продаже в начале 80-тых, эта модель так и не получила широкого распространения.

Схема Радио-86РК включала всего 29 микросхем, доступных в СССР, таким образом, его мог изготовить практически любой желающий. Успеху РК86 способствовало то, что с середины 80-тых цифровые микросхемы 155-той серии стали доступны в магазинах "Электроника" (где они были во всей номенклатуре, но стоили довольно дорого 2-3 рубля) и в магазинах "Юный Техник" (там они как некондиция стоили всего 30-40 копеек, но были лишь несколько типов). Радио-86РК позволял использовать почти все программы от Микро-80. Хотя он был лишь частично программно совместим с Микро-80, - годились системные программы и игры на бейсике, но игр для Микро-80 в кодах практически и не было.

Технические характеристики

Печатная плата Радио 86РК
  • Процессор: КР580ВМ80A (до 1985 г. обозначался как КР580ИК80А ) — советский аналог i8080 1,78 МГц.
  • ОЗУ: в оригинальном варианте — 16 КБ на микросхемах DRAM К565РУ3. Также могли применяться К565РУ6 (4116) или отбраковка, «половинки» и «четвертинки» К565РУ5 (4164). В расширенном варианте - память 32 КБ.
  • Адресация В/У: Внешние устройства включаются в области памяти и им отводится верхняя половина адресного пространства в 32 Кб. Команды IN/OUT изначально не были предназначены для работы с портами, но упрощённая схемотехника и особенности самого процессора позволила их использовать для адресации некоторых БИС на плате.
  • ПЗУ: 2 КБ — УФ-ПЗУ К573РФ2 (2716).
  • Видеоподсистема: по сбросу текстовый режим 25 строк на 64 символа. Применён «контроллер алфавитно-цифрового терминала» КР580ВГ75 работающий только совместно с «контроллером прямого доступа в память» КР580ВТ57 (i8257). В ходе работы этой связки из двух БИС попутно происходит регенерация динамической памяти. Символы для знакогенератора прошиты в ПЗУ (К573РФ1, 1 КБ). Курсор аппаратно формирует ВГ75. В некоторых играх, чтобы избежать межстрочного разрыва, высота знакоместа программно меняется с 10 на 8. При этом на экране умещается 32 строки высотой 8 линий растра. Но в играх обычно используется лишь 30 строк, т.е формат экрана - 64*30.
  • Цвет: стал доступен после публикации в ж.«Радиолюбитель» 04.1992 схемы простой доработки до цвета (схема цвета заимствована из цветного «Апогея-БК-01Ц» выпускаемого с конца 80-тых годов).
  • Клавиатура: матрица клавиш с контактами на замыкание, обслуживается программно процессором через ППА КР580ВВ55 (i8255). Текущий регистр клавиатуры отображается светодиодом РУС/ЛАТ. Впоследствии была разработан вариант использования промышленной клавиатуры MS7007, но все игры с прямым опросом клавиш рассчитаны на оригинальную РК-матрицу, потому при клавиатуре MS7007 в некоторых играх управление неудобно.
  • Звук: в качестве источника звука используется контакт процессора INTE (разрешение прерываний). Поскольку прерывания в компьютере не используются, он был свободен. Из-за особенностей работы видеоконтроллера музыкальные тоны звучат хрипло. Чтобы это исправить в клоны обычно добавляли 580ВИ53.
  • Внешние устройства: в качестве устройства для хранения программ применялся бытовой магнитофон. К ППА пользователя КР580ВВ55 могло подключаться внешнее устройство (принтер, ROM-диск и программатор УФ-ПЗУ). С 1993 года после публикации в ж.«Радио» также стал доступен дисковод (FM формат, 400 кб на диск).

Графические возможности

В различных источниках могут встречаться различные параметры видеосистемы Радио-86РК. Эти расхождения — следствие использования в качестве видеоконтроллера микросхемы КР580ВГ75, которая позволяет программно изменять видеорежим. Теоретически она может программироваться на 64 строки по 80 символов в каждой.

Чтобы во время гашения экрана на время обратного хода луча регенерация динамических ОЗУ не прекращалась, используется программное формирование сигнала гашения по кадрам. Также программно формируется и гашение на время обратного хода луча по строкам (хотя это уже не обусловлено работой схемы, а лишь ради экономии). Таким образом ВГ75 продолжает выводить на экран во время строчного и кадрового бордюров, а кадровый и строчный бордюры получаются за счёт заполнения экранных ячеек соответствующих бордюру нулями (или кодом $20 или кодом $FF).

В Радио-86РК по сбросу ВГ75 программируется на режим 30 строк по 78 символов и высотой знакоместа в 10 линий растра. Видимы при этом лишь 25 строк (3 строки сверху и 2 снизу заполняются нулями, что формирует кадровый бордюр) и лишь 64 символа в строке. При этом в памяти вся экранная область занимает 78*30 — 2340 байт.

Некоторые возможности, поддерживаемые КР580ВГ75, не использованы в схеме Радио-86РК. В частности, не используется возможность вывода 11 аппаратных символов псевдографики. Также, не используются режим подсветки символов и инверсии знакомест. Но в любительских доработках для введения цвета эти атрибутные сигналы ВГ75 задействованы для задания цвета символов (впервые это сделано в промышленном клоне «Апогей-БК-01Ц»).

Формат знакоместа для режима по сбросу - 6x10. Но выводится лишь 8 линий из фонта, потому при высоте знакоместа в 10 линий две нижние линии знакоместа затемнены. ВГ75 кодирует символы 7-ю битами (экранные байты с выставленным 8-мым битом являются командами смены режима либо аппаратной псевдографикой). В ряде клонов используется увеличенный объём ПЗУ знакогенератора и дополнительные символьные наборы в нём. В этом случае нужный набор выбирается с помощью разряда из пользовательского ППА D20 или атрибутными битами ВГ75.

Псевдографические возможности Радио-86РК реализуются с помощью 16-ти псевдографических символов в ПЗУ знакогенератора. Эти символы имитируют разбиение знакоместа на матрицу 2*2 пикселя (в продвинутых клонах есть фонт с матрицей 3*2 пикселя), что в базовом режиме 64*25 даёт общее разрешение экрана в 128*50 пикселей, а в режиме с высотой знакоместа в 8 линий, который обычно и используется для графических игр, - 128*64. К сожалению, оператор PLOT бейсика режим в 32 строки не поддерживает (работает только в базовом режиме 64*25 с межстрочными разрывами).

При использовании альтернативного фонта (которого в базовом РК нет) иногда получают ещё один псевдографический видеорежим, в котором знакоместо программируется на высоту знакоместа в 4 линии, а общее число строк программируется на максимум - 64. При этом видимыми являются только 51 строка (остальные уходят на бордюр). При этом частота строк увеличивается до 60 Гц, что нормально для телевизора (т.к столько в NTSC), но не для видеомонитора, зато формат экрана составляет 128*102. А в некоторых клонах с альтернативным фонтом так выводится графика аж 192*102. Но программ под такой режим нет (только демо режима)[1].

Программное обеспечение

Скриншот игры «Клад»

Резидентно в «Радио-86РК» имеется «Монитор» в ПЗУ, который содержит не только драйверы периферии, но также играет роль ОС. «Монитор» поддерживает простейшие функции отладчика, позволяет просматривать и изменять ячейки памяти, вводить и запускать программы. Журнал «Радио» опубликовал также дампы основных системных программ, однако ручной ввод их в компьютер был весьма трудозатратным.

Базовое инструментальное программное обеспечение опубликованное в 1986-1987 годах в журнале «Радио» в виде шестнадцатеричных дампов включало в себя:

В последующие годы было опубликовано ещё несколько полезных системных программ. Прикладное программное обеспечение создавалось программистами любителями и его можно было приобрести в вскоре возникших кооперативах, скопировать у знакомых или купить на радиорынке. В конце 80-х годов на нелегальных радиорынках возник пиратский частный бизнес по торговле программами бытовых ПК, что существенно облегчало людям доступ к программам, но лишало разработчиков программ возможности заработать на своих программах.

Прикладное ПО включало в основном следующие программы:

  • Инструментальные программы: макроассемблер и отладчики (отладчик Г.Штефана, экранный отладчик С.Дрогайцева, DDT и SID адаптированные из CP/M)
  • ЯВУ: до десятка лишь слегка отличающихся и несколько доработанных версий бейсика, компиляторы Си и Паскаля. Из-за нехватки в компьютере объёма ОЗУ, этими компиляторами можно транслировать лишь маленькие программы, но они позволили многим будущим профессиональным программистам сделать первое знакомство с программированием на ЯВУ.
  • Игры в кодах: Шахматы, Змейка, Xonix, Pacman, Лабиринт, Лестница, Жизнь, Тетрис, Морской бой, Диверсант, Скорпион, Стратегия, Цирк, Рикошет, Volkano, Krok, Land, LodeRuner, Digger, Mars, Barmen, BoulderDash, Into the Eagles Nest, Ladder, Stena и др. Не считая слегка изменённые дубли игр было не более 200. Сейчас на архивных сайтах можно найти около 100 РК-игр.
  • Игры на бейсике: Королевство Эйфория, Война с клингами, Питон, Сокобан, Минное поле, Бомбардировщик, Биржа, Кегельбан, Покер, Пика-фама, Ханойская башня, Гомоку и др. Около 30 игр.
  • Несколько десятков неигровых программ (текстовые и граф.редакторы, примитивные картотеки, словари, программы печати, инструментальные для разработки и радиолюбительского назначачения).

Клоны

Промышленность выпускала и стопроцентные клоны «Радио-86РК», но в большем объёме серийно производились более развитые РК-производные компьютеры, которые имели лишь частичную совместимость, т.е совместимость лишь для системных программ. Из-за разных адресов экрана и В/У игры были несовместимы, хотя из-за общности схемотехники и ROM-BIOS адаптация игр между РК-подобными компьютерами была несложна.

  • Микроша
  • Электроника КР-01/02/03/04 (конструктор для самостоятельной сборки)
  • Партнёр 01.01
  • Спектр-001
  • Апогей БК-01
  • Криста — выпускался заводом РИП в г.Муром
  • Альфа-БК[2]
  • УМПК-Р-32 — выпускался заводом Мукачевприбор
  • Импульс
  • Согдиана-1
  • Mikro-88 — выпускался одним из рижских кооперативов, отличался от оригинала клавиатурой и небольшими изменениями в ПЗУ, плата компьютера не отличалась от оригинальной версии на 32 КБ.

Публикации

  • Процессорный модуль микро-ЭВМ // журнал «Радио». — 1986. — № 4-7.
  • Различные статьи о Радио-86РК // журнал «Радио». — 8/1986-1/1998.
  •  Зеленко Г. В., Панов В. В., Попов С. Н. Домашний компьютер. — М.: Радио и связь, серия Массовая радиобиблиотека. — Т. 1139. — ISBN 5-526-00312-7

Ссылки

  • Радио 86РК и совместимые — краткий обзор Радио 86РК и его клонов
  • Emu80 — эмулятор Радио 86РК и совместимых, а также некоторых других компьютеров
  • ПК-Ностальгия — информация и ПО для Радио 86РК, включая операционную систему REAL TIME

Документация

Файлы

Сборники программ